четверг, 17 марта 2011 г.

Технический консультант vs. бизнес консультант

Вы уже имели возможность познакомиться с профессиями консультанта и разработчика в области информационных технологий.

Давайте теперь углубимся в материю и посмотрим, какие же есть возможности для специалиста с хорошим опытом в разработке программного обеспечения? Для этого мы в первую очередь разделим консалтинг на две составляющие - бизнес консалтинг и технический консалтинг.

Консалтинг, как Вы знаете, это такой род деятельности, который подразумевает работу с клиентом. Причём клиент, нуждаясь в решении проблемы, не очень-то представляет, каким способом она решается. Тут выделим два вида проблем.

  • Клиент желает изменить свой бизнес процесс, внедрив стандартный софт, и тем самым вывести его на определённый индустриальный уровень. Такие стандартные продукты предлагает, например, фирма SAP.
  • Клиент имеет бизнес процесс и желает его упростить или автоматизировать, внедрив какой-то софт (программное обеспечение, системное решение, и так далее).

Так вот, в первом случае принято говорить о бизнес консалтинге, во втором - о техническом консалтинге.

От бизнес-консультанта ожидаются глубокие экономические знания. Он должен иметь специализацию в функциях предприятия (закупки, сбыт, персонал, финансы, производство, ит.) с одной стороны и в какой ни будь отрасли (автомобильная промышленность, химическая, энергетика, страховые компании, ит.), с другой.

В дополнении к экономическим знаниям он должен в совершенстве знать компьютерные программы, применяющиеся в данном бизнесе. Кстати, SAP так и делит свои продукты. По отраслям и функциям.

Далее бизнес-консультант должен отличаться незаурядными аналитическими и коммуникационными свойствами. Ведь ему предстоит общаться с большим количеством людей и быть авторитетным проводником новых идей, способных изменить к лучшему деятельность целой организации.

Если Вы обладаете всеми этими качествами и знаниями, и такой род деятельности Вам нравится - Вам однозначно туда. Ну а если нет, то давайте обратимся к техническому консалтингу. О чём здесь идёт речь?

Технический консультант, работая у клиента, общается, всё-таки с ограниченным кругом людей. Скорее всего, это будет кто-то из ИТ департамента, кто хорошо понимает нужды бизнеса и способен их выразить при помощи документа (Blueprint).

От консультанта ожидается глубокое знание технологии и поверхностное знание бизнеса. Он должен уметь перевести требования бизнеса на язык информатики и подобрать оптимальное решение. Это решение должно понравиться клиенту, для чего консультанту придётся проявить дар убеждения и продемонстрировать качества презентатора.

Технический консультант может сам решать поставленную задачу, а может и отдать её на разработку в delivery center, скажем, в Индию... Во втором случае ему предстоит интегрировать компоненты в единую систему и активно сопровождать тестирование. Ну а в конце, позаботиться о том, чтобы клиент принял проект и остался доволен.

Я думаю, для бывшего разработчика карьера технического консультанта более походит, чем карьера бизнес консультанта (как минимум, на первых порах). В своё время и я совершил такой переход, приобретя бесценный опыт в управлении карьерой и интеграции на немецком рынке труда.

Напоследок хочу поделиться информацией, полученной сегодня от одного известного в Германии консалтинг-гуру. Оказывается, бизнес в одних и тех же отраслях, но в разных странах, значительно отличается друг от друга. Так консультант банковской деятельности в России сталкивается с совершенно другими задачами, чем его коллега консультант в Германии. Это ставит на пути карьеры бизнес консультанта дополнительные преграды. Ну а, софт - он и в Африке софт;)

Комментариев нет:

Отправить комментарий